Мозжечковая стимуляция.

Использование метода Balametrics

(балансировочной доски)

на занятиях логопеда

 

Выполнила: Молочай Мария Эдуардовна

Учитель-логопед МБОУ СОШ № 144

Г.Нижний Тагил

 

 

На долю мозжечка приходится 10% массы мозга и примерно 50% всех нейронов. Традиционно он считается структурой, которая регулирует движения туловища, конечностей и мышц головы. Давно известно, что мозжечок осуществляет регуляцию движений, особенно их завершающих стадий.

У детей встречаются нарушения развития мозжечковых функций, при этом, в частности, отмечаются атаксия (комплекс симптомов, которые говорят о нарушении координации движений, причиной которого является нарушение функции мозжечка) и гипотония (пассивные движения выявляют снижение мышечного тонуса на стороне патологического процесса)  , которые приводят к тому, что дети начинают позже садиться и ходить и не способны научиться эффективно совершать движения.

Мозжечок  является частью большой нейроанатомической системы, отвечающей за согласование двигательных  и когнитивных функций, а так же социальное взаимодействие. Исследования, проводившиеся с применением ПЭТ, продемонстрировали наличие перекрестного церебро-мозжечкового диашиза (выпадение функции нейтронов при перекрещении поступления к ним возбуждающих импульсов). При полушарных поражениях  возникает угнетение мозжечковых функций, а при мозжечковых поражениях  угнетаются функции больших полушарий. Мозжечок учавствует не только в речи и действиях, но также в формировании зрительных представлениях этих действий.

В 1991 году была выдвинута идея, что мозжечок, особенно задняя доля полушария мозжечка и червь, обеспечивают когнитивные функции. Мозжечок играет роль в достижении оптимального зрительного восприятия, учавствует в планировании, регуляции действий, абстрактном мышлении, оперативной памяти, механизмах внимания, когнитивной гибкости, зрительно- пространственной организации и речевые функциях, включая интонационные аспекты речи. Детский нейропсихолог из Милана Riva D.& Cazzaniga (1986) подтвердила рольправого полушария мозжечка в речевых функциях, левого-в зрительно- пространственных функциях, а червя мозжечка- в сфере социального взаимодействия.

В экспрессивной речи также играют роль таламус и базальные ганглии.  Как показали исследования на больных с поражениями этих структур и исследования, в которых проводилась их стимуляция, они регулируют темп и громкость голоса и речи. Стимуляция вызывает спонтанную речь, но может и, напротив, приводить к остановке произнесения. Дисграфические нарушения при поражении таламуса возникают редко, и интерпретации их природы носят противоречивый характер.

Функция мозжечка сходна с той, которую он выполняет в отношении моторики конечностей. При его поражении возникает дизартрия и страдают ритм, скорость и точность произношения. Височно- лобно-мозжечковая система вместе с базальными гангалиями образует наиболее важную часть мозговых механизмов речи.

Современная теория влияния мозжечка на развитие речи вполне согласуется с учением И. П. Павлова о второй сигнальной системе.  В этом учении можно найти объяснение, почему врожденное расстройство координации движений мускулатуры речевого аппарата задерживает возникновение речи. И. П. Павлов учит, что наша активная громкая и тихая речь проводится кинестетическими раздражениями, идущими от речевого аппарата к коре большого мозга, и образуют в коре головного мозга систему сигналов. Эти кинестетические сигналы, обусловленные самой речью, образуют очень важный механизм регуляции высших нервных процессов. И. П. Павлов считал их основным элементом речи, как было сказано в предисловии к этой главе. Если у ребенка из-за нарушения функции мозжечка запаздывают членораздельные движения речи, обусловленные стимулирующим влиянием моторно-кинестетических ощущений то развитие ее задерживается.

О функции мозжечка известно следующее:

1) мозжечок оказывает значительное влияние на деятельность мускулатуры, регулируя главным образом ее правильность и координацию движений,

2) принимает участие в моторных путях речи и своим влиянием помогает координированным движениям мускулатуры голосового аппарата, а также, вероятно, и мускулатуры гортани (Ротман, Кацен штейн)

 3) при поражениях мозжечка расстройства речи проявляются замедлением ее и атаксией голосового аппарата.

 

Функциональную роль мозжечка в речи можно суммировать следующим образом:

Предварительная информация из коры полушарий о речевой задаче активизируют роль мозжечка в планировании движений. Данное действие носит характер предвосхищения и основано на знаниях, личном опыте, а также на основе полученной предварительно чувствительной информации. Внутренний сигнал из коры также готовит мозжечок к проверке степени готовности речедвижения (обратная связь от мышц, сухожилий, суставов, поступающая с периферии).

Начальные корковые двигательные речевые команды, по всей видимости, являются условными, нечеткими и избыточными (по сравнению с необходимыми). Единственными клетками, осуществляющими функцию торможения избыточных движений, являются собственные клетки мозжечка - клетки Пуркинье. Активное влияние клеток на речевой “выход” приводит к осуществлению плавных, скоординированных речевых движений.

Мозжечок может настраивать, или приводить в соответствие веретенообразные мышцы для оптимизации обратной сенсорной информации о состоянии речевой мускулатуры. Мозжечок декодирует чувствительную информацию и интегрирует ее совместно с происходящей в коре входящей информацией о предстоящем движении. Данная функция - функция корректировки - может существенно повлиять на последующий корковый “выход” и, в конечном счете “смягчить” действия мышц-антагонистов и синергистов в различных подсистемах речи (голос, артикуляция), и между ними.

Мозжечковая стимуляция — это серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка. Такая коррекция подходит для детей аутичного спектра, алаликов, для деток с ДЦП, при моторной неловкости, нарушениях внимания, гиперактивности, задержках речи, слабой обучаемости, поведенческих нарушениях.

Специальные занятия по программе мозжечковой стимуляции рекомендованы детям, у которых есть нарушения внимания, координации, гиперактивность (СДВГ), проблемы с учебой, выявлены аутичные черты, есть задержки устной, письменной речи, ЗРР, ЗПР, ЗПРР, последствия минимальной мозговой дисфункции, ДЦП, с умственной отсталостью, сколиоз; функциональные нарушения вестибулярного аппарата; дисграфия, проявляющаяся стойким повторением определенных ошибок в процессе письма, вызванных нарушением психических функций; дислексия, характеризующаяся трудностями в чтении при отсутствии проблем с обучением в других сферах; диспраксия, при которой ребенку очень сложно планировать и повторять ежедневные действия; минимальные мозговые и церебральные дисфункции.

Специалисты утверждают, что мозжечковая стимуляция, также помогает увеличить эффект любых коррекционных курсов: логопедических, дефектологических, занятий с психологом и т. д. Сам Бильгоу отмечал, что после 15 минут занятий можно видеть сначала кратковременный, затем все более устойчивый эффект в улучшении концентрации внимания, скорости мышления, самоконтроле.

Развитие реакции равновесия на балансировочной доске можно начинать с отработки стояния на четвереньках и при тренировке функций сидения – это подготовительные упражнения, которые вырабатывают вертикальную позу, помогают в овладении навыками самостоятельного сидения и защитную реакцию рук.

Мозжечковая стимуляция способствует повышению успеваемости в школе и дошкольных учреждениях. Благодаря данному методу усиливается эффективность занятий у детей, проходящих курсы терапии у логопедов, психотерапевтов, дефектологов и других специалистов, занимающихся коррекцией поведенческих, коммуникационных и эмоционально-волевых навыков.

 

Принципы программы Ф. Бильгоу

Программа мозжечковой стимуляции разработана в 60-е годы прошлого столетия американским педагогом Фрэнком Бильгоу. В ее основу заложена система умственных и физических упражнений, выполняемых на балансировочной доске. То есть, ребенок делает задания, которые ему дает инструктор, при этом балансируя и пытаясь сохранять равновесие.

Первые уроки обязательно должны проходить под руководством специалиста, так как он подбирает комплекс упражнений и определяет интенсивность нагрузки, учитывая уровень развития, возраст и состояние здоровья пациента.

Курс Бильгоу рассчитан таким образом, чтобы дети постепенно переходили от простых занятий к сложным. При этом используется система поощрений, усиливающая мотивацию пациента и делающая занятия увлекательными. Также во время урока ребенок не чувствует эмоционального давления, и у него нет страха ошибки или осуждения.

Занятия должны проходить в легкой игровой форме, при которой ребенок чувствует себя комфортно и не боится совершить ошибку.

 

Оборудование для упражнений

Основным оборудованием для мозжечковой стимуляции является балансировочная доска Бильгоу. Она представляет собой деревянную гладкую доску, установленную на 2 полусферические опоры, которые способны менять угол наклона приспособления от 0 до 50°. На доску нанесена определенная разметка, используемая для указания местоположения ребенка. Так же для разнообразия  и насыщенности занятий используются:

*разновесные разноцветные мешочки, отличные наполнителю и   размеру;

*мяч, закрепленный на резинке в виде маятника;

*планка, разделенная на цветные отрезки;

*доска обратной связи, разделенная на 9 секторов с  цифрами;

*набор резиновых мячиков разного размера и фактуры;

*кольцебросы и т.д.

 

Пример простых упражнений для адаптации к оборудованию

Важно понимать, что все перечисленные упражнения  не направлены на какую-то определенную структуру мозга. Они вовлекают в работу очень много мозговых систем и объединяют их. Мозговые структуры и процессы, которые развиваются во время выполнения упражнений на балансировочной доске- это основополагающие структуры и процессы, поддерживающие основные функции сознания. Они воздействуют на зрительные способности, память, координацию глаз и рук, чтение, письмо, речь, язык, математические способности и спортивные достижения.

 Для знакомства ребенка с доской, чтобы избежать страха у ребенка, а также чтобы он быстрее освоился и был успешен лучше начать с простых упражнений. При выполнении всех упражнений проговариваем, в зависимости от сложности диагноза , звуки, слоги, слова, предложения, скороговорки и т.д.:

*Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон;

*Ребенок в положении сидя «по-турецки» . Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие.

*Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук — имитация плавания. Можно двумя руками поочередно — левой, правой.

*Ребенок в положении сидя на корточках. Покачивающее движение из стороны в сторону головой, затем зафиксировать взгляд на предмете. Круговое вращение головой.

*Ребенок в положении стоя или сидя медленно покачивается вперед-назад. Лучше выполнять под музыку

*Положение то же. Круговые вращения руками: а) обе руки в одну сторону; б) обе руки в разные стороны; в) по очереди в одну сторону; г) по очереди в разные стороны.

*Любое положение: стоя, сидя, на корточках, на коленях, «по-турецки»: а) обе руки положить на грудь; б) поднять руки над головой; в) прямые руки в сторону; г) нагнуться, достать пальцы ног; д) любые движения, какие нравятся ребенку.

 

Усложненные упражнения, с использованием аксессуаров.

*Мешочки разного веса с крупой кидаем ребенку, он их должен поймать.

*Принимать мяч или мешочки от инструктора одной рукой, двумя, кидать и ловить одновременно.

* Подкидывать мешочки вверх двумя руками.

* Подкидывать вверх правой рукой, потом левой рукой.

* Отбивать подвешенный мяч, левой, правой, двумя руками.

* Кидать мешочки в мишень на полу или на стене.

* Отбивать мяч-прыгунчик от наклонной доски.

* Кинуть подвешенный на резиночке мяч, успеть хлопнуть в ладоши пока летит, отбить мяч;

*Отбивать летящий мячик палочкой или ракеткой.

При освоении всех этих упражнений рекомендуется перейти на системные занятия по программе обучения на тренажере. В данной работе рассматривается работа с тренажером Баламетрикс. Данная программа расчитана на 12 недель работы.

 

Игровые упражнения, направленные на развитие звуковой стороны речи с использованием метода Balametrics

Пропевание гласных звуков с движениями стоя на балансировочной доске (все гласные звуки [а], [у], [о], [и], [э], [ы] пропеваются на выдохе)

* «Цветок распускается» — [а]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх — вдох. Руки через стороны вниз, поем: «А-а-а — выход».

* «Рубим дрова» — [у]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх — вдох. Наклон — поем: «У-у-у-выдох».

* «Обнимаем солнышко» — [о]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки в стороны –вдох. Руки соединяются, кисти складываются. Изображая букву О продвигаются вперед — выдох.

*«Держим шарик» — [э]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки в стороны — вдох. Руки перед грудью — выдох: «Э-э-э».

*«Неваляшка» — [ы]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад — выдох: «ы-ы-ы».

* «Поймай бабочку» — [и]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки плавно поднимаются вверх — выдох: «И-и-и».

Комплекс упражнений способствующий развитию активного и пассивного словаря с использованием метода Balametrics

* Игра «Скажи наоборот» – расширение словаря антонимов Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, произнося слово, а ребенок возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Например: тяжелый — легкий, холодный — горячий, сухой — мокрый, твердый — мягкий и т. д.

*Игра «Животные и их детеныши» – закрепление в речи названий детенышей животных, навыков словообразовании. Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного (усложнение — удары мяча об пол, из-за головы). Например: у медведя — медвежонок, у волка — волчонок, у лисы — лисенок и т. д.

* Игра «Скажи ласково» – образование уменьшительно-ласкательных суффиксов. Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, произнося слово, а ребенок возвращая мяч, называет слово с уменьшительно-ласкательным значением. Например: мяч — мячик, яйцо — яичко, ухо — ушко. корова — коровушка, дерево — деревце и т.д

*Игра «Ассоциации» – расширение объема словаря, речевых ассоциаций Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком ребенку и называет какой-либо признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком, называет слово например: МАК и возвращает мяч взрослому.

Комплекс упражнений по развитию грамматической стороны речи с использования метода Balametrics.

*Игра «Подбери признак» согласование прилагательных с существительными. Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, произнося слово и задает вопросы (какой? какая? какие? какое?), а ребенок возвращая мяч, отвечает. Например: небо (какое?) — голубое, ясное, светлое, пасмурное и т. д.

*Игра «Посчитайка» согласование существительных с числительными Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, называя один предмет, ребенок возвращая мяч отвечает, как будет звучать 1–2-5 предметов. Например: одно облако, два облака, пять облаков и т. д.

* Игра «Слова-родственники» – подбор однокоренных слов Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, называя слов, ребенок возвращая мяч, называет однокоренное слово. Например: лиса-лисичка, лисонька, лисий, лисенок и т. д.

*Игра «Чей? Чья? Чьё?» – образование притяжательных прилагательных Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, называет слово и задает вопрос (чей?, чья? чьё?), а ребенок возвращает мяч и отвечает. Например: шапка (чья?) — мамина, поднос (чей?) — мамин, хвост (чей?) — собачий и т. д.

* Игра «Один-много» – образование существительных множественного числа родительного падежа Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, называет слово в единственном числе и бросает ребенку мяч, ребенок бросает мяч обратно, назвав при этом множественное число. Например: яблоко – много яблок, окно – много окон, рот — много ртов и т. д.

 

Упражнения направленные на развитие связной речи с использованием метода Balametrics.

* Игра «Отгадай-ка» – описывание предмета по существенным признакам Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие загадывает логопеду загадку описывая предмет находящийся в комнате, называя существенные признаки, не глядя на него и бросает мяч. Логопед отгадывает. Например: план описания предмета — он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, пинать и т. д.

* Игра «Где начало рассказа?» – развитие последовательности, логичности в составлении рассказа по серии картин Ребенок стоит на балансировочной доске и удерживает равновесие. Перед ним находится напольная мишень (доска для отбивания) на которой находятся сюжетные картинки. Ребенку предлагается ударить мячом по нужной картинке и составить развернутый, связный и последовательный рассказ.

*Игра «Опиши игрушку» – построение предложений со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями Ребенок, стоит на балансировочной доске и удерживает равновесие. Перед ним находится напольная мишень (доска для отбивания) на которой находятся картинки с изображением игрушек. Ребенок ударяет мячом по картинке и описывает игрушку. Например: Лиса — это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест мелких животных и т. д.

* Игра «Придумай рекламу книге (платью)» – развитие умения творчески использовать слово, описывать предмет, давать ему яркую характеристику. Ребенок, стоит на балансировочной доске и удерживает равновесие. Логопед называет слово, ребенок рассказывает о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали и бросает мяч.

*Игра «Если бы» – развитие связной речи, воображения, мышления и прогнозирования. Ребенок стоит на балансировочной доске и удерживает равновесие. Логопед предлагает пофантазировать на определенные темы. Ребенок отвечает и бросает мяч. Например: «Если бы я был волшебником, то…», «Если весна не наступит никогда, то…».

*Игра «Потому что» – развитие связной речи, мышления Ребенок стоит на балансировочной доске и удерживает равновесие. Логопед задает вопрос, а ребенок отвечает полным предложением и отбивает мяч. Например: «Ты моешь руки потому, что…», «Птица прилетела к кормушке, потому что…», «Мы ложимся спать, потому что…».

 

 

 

 

Результаты занятий

У детей, занимающихся мозжечковой стимуляцией по системе Ф. Бильгоу, учителя-логопеды добиваются великолепных результатов.  От занятий мозжечковой стимуляцией можно ожидать разных результатов. Они будут зависеть от целей и проблем конкретного ребёнка, под которого специалистом составляется индивидуальная программа, а так же от возможностей ребенка. В ходе занятий повышается пластичность мозга, появляется возможность заполнить пробелы и восполнить недостатки функциональности базовых структур головного мозга. Улучшается успеваемость, навыки социальной адаптации, взаимоотношения в семье, стабилизируется психоэмоциональное состояние, ребенок обретает хорошую физическую форму, исправляется его осанка, заметно улучшается координация движений. Мозжечковая стимуляция значительно улучшает эффективность любых коррекционных занятий с логопедом, психологом, дефектологом.

Выполнение упражнений на балансировочной доске улучшает взаимодействие и синхронизацию работы обоих полушарий, а также взаимодействие следующих систем: вестибулярной, зрительной, кинестетической и тактильной. В результате более эффективной работы мозга исчезают проблемы, связанные с процессом анализа и обучения.

Использование данных приспособлений помогает развить чувство пространства, визуализировать движение в пространстве и отслеживать объекты. Это также улучшает способность мозга обрабатывать информацию, полученную от разных органов чувств и использовать эту информацию для планирования и выполнения моторных действий.

Мозжечковая стимуляция помогает улучшить восприятие ребенком устной и письменной речи, развить навыки чтения, математические способности, письменные навыки, стимулировать развитие всех видов памяти, внимания. Наиболее эффективна мозжечковая стимуляция в комплексе с занятиями нейропсихолога, логопеда, дефектолога: проведение занятий по мозжечковой стимуляции непосредственно перед и во время коррекционных занятий (логопедическая, нейропсихологическая коррекция и т.п.) значительно усиливает их эффективность.